"Непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности". К.Д. Ушинский
Индивидуальная программа самообразования
Тема самообразования: Особенности развития временных представлений у старших дошкольников с ОВЗ как одной из формы развития мыслительной деятельности
Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Задачи по формированию временных представлений у старших дошкольников с ОВЗ:
- учить детей правильно называть времена года, их последовательность;
- учить детей называть отличительные признаки времен года;
- знакомить с названием текущего месяца;
- знакомить с понятием "неделя", учить называть дни недели, закреплять их последовательность;
- знакомить с понятиями "вчера", "сегодня", "завтра";
- закреплять названия частей суток, их последовательность;
- развивать у детей познавательные процессы, мелкую моторику;
- развивать у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- воспитывать наблюдательность, бережное отношение и любовь к природе.
Диагностические методики:
Методика Е.А. Стребелевой "Найди время года" (5-6 лет)
Методика Е.А. Стребелевой "Найди время года" (6-7 лет)
Методика "Определение времени года по картинкам"
Методика исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Р. Ф. Галлямовой. Серия I. Серия II. Серия III.
Конспекты непосредственно образовательной деятельности:
2. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей старшей группы комбинированной направленности. Тема "Что такое осень?"
4. Семинар "Формирование временных представлений у дошкольников с ОВЗ" (из опыта работы)
Картотека игр:
Презентации:
1. Игра "Времена года". Скачать презентацию
2. Закрытая картинка "Зима". Скачать презентацию
3. Закрытая картинка "Весна". Скачать презентацию
4. Закрытая картинка "Осень". Скачать презентацию
5. Осень - чудная пора! Скачать презентацию
6. Формирование временных представлений у дошкольников с ОВЗ (из опыта работы).
Образовательные проекты:
1. "Кто сказал - что осень, грустная пора?"
Цель проекта: формирование целостного представления об осени как времени года.
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Проект «Кто сказал, что осень – грустная пора?» может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Авторами представлена коррекционно-образовательная работа по лексическим темам: «Время года осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Дикие животные», «Насекомые», «Перелетные птицы».
Реализация проекта осуществляется через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Работа над проектом может осуществляться как в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, а также и в свободной деятельности детей под руководством педагога. К участию в проекте привлекаются родители воспитанников.
В ходе реализации проекта предусмотрено формирование у детей обобщенных представлений об осени как времени года, о сезонных явлениях природы, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, сезонных видах труда. Закрепление знаний о временах года, последовательности осенних месяцев. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Расширение представлений детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального). Развитие интереса к изображению осенних явлений в рисунках, аппликациях, поделках. Формирование бережного отношения к природе.
Проект «Кто сказал, что осень - грустная пора!»
2. "Здравствуй, зимушка - зима!"
Цель проекта - формирование целостного представления о зиме как времени года.
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Проект «Здравствуй, зимушка - зима!» может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Авторами представлена коррекционно-образовательная работа по лексическим темам: «Зима», «Зимние забавы. Колядки», «Зимующие птицы».
3. "Весну-красну встречаем, в гости приглашаем!"
Цель проекта - формирование целостного представления о весне как времени года.
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Проект «Весну-красну встречаем, в гости приглашаем!» может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Авторами представлена коррекционно-образовательная работа по лексическим темам: "Весна", "Перелетные птицы".
Наглядные пособия
Список литературы:
1. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб. "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003.
2. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: учеб. пособие для детей. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
3. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.
4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. "Ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР". - М.: "Мозаика-Синтез", 2006.
5. Морозова И.А., Пушкарева М.А. "Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР". - М.: "Мозаика-Синтез", 2006.
6. Нищева Н.В. ИГРАЙКА 11. Игры для формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2011.
7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей"./ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2005.
8. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.
9. "Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения". - Программно- методическое пособие./ Под ред. Неретиной Т.Г. - М.: "Баласс", 2004.
10. Части суток. - М.: Издательство ОНИКС-Ч-25 ЛИТ, 2013.
11. Четыре времени года. - М.: Издательство ОНИКС-Ч-54 ЛИТ, 2013.
12. Четыре желания: Стихи о временах года/ Сост. Р. Данкова - М.: Издательство ОНИКС, 2010.
13. Шевченко Е.Г. "Подготовка к школе детей с ЗПР" Книга 1, 2. - М.: "Школьная Пресса", 2004.
14. Шорыгина Т.А. "Беседы о пространстве и времени". - ТЦ "Сфера", 2009.