«Сформированный фонематический слух – залог успешного обучения в школе!»
Игры и задания, развивающие навыки фонематического восприятия
1. Игра "Хлопни в ладоши"
Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять звук "а" из ряда гласных звуков, слогов, слов (начальной ударной позиции).
Речевой материал: о, а, у, и, а, о, а, и; ам, ум, ин, па, ты, ва; аист, уши, астры, обувь, Аня.
Описание: ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук "а".
2. Игра "Ромашка"
Цель: развивать навыки фонематических представлений, дифференциация звуков "р" - "рь" в словах.
Материал: картинки: рыба, арбуз, шар, груша, роза, помидор, морковь, рябина, матрешка, гриб, снегирь, береза.
Описание: перед ребенком - синий и зеленый кружок. Отдельно лежат предметные картинки. Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть картинки, подумать, какой звук в словах: согласный твердый звук "р" или согласный мягкий звук "рь". Детям предлагается молча разложить по кружочкам соответствующие картинки. Дефектолог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того как она исправлена, игра продолжается.
3. Игра "Где спрятался звук?"
Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.
Материал: картинки: мак, дом, зима, маска, альбом, замок, мост, лимон, дым.
Описание: перед ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по картинке. Дефектолог объясняет, что он будет произносить слова, а дети - ставить картинку на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук "м" в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).
4. Игра "Снежинки"
Цель: развивать навыки фонематических представлений, умение дифференцировать гласные и согласные звуки, умение выделить первый звук в слове и обозначать нужным цветом.
Материал: 3 ручки - красного, синего и зеленого цвета.
Описание: дефектолог называет слова. Ребенок определяет какой первый звук слышится в слове (гласный, согласный твердый или согласный мягкий звук) и рисует нужным цветом снежинку.
5. Игра "Что лишнее?"
Цель: формировать фонематический слух, фонематическое восприятие, исключить слово, которое начинается с другого звука.
Описание: дефектолог называет слова, ребенок должен исключить слово, которое начинается с другого звука.
6. Игры "Веселый поезд", "Расставь предметы по местам", "Открой замочек, подбери цифру"
Цель: деление слов на слоги.
7. Игра Звуковая цепочка слов"
Цель: закреплять навыки в умении детей определять последний звук, подбирать слово, начинающиеся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.
Описание: дефектолог произносит любое слово, ребенок называет новое слово, начинающееся с последнего звука предыдущего слова.
8. Игра "Назови слово!"
Цель: развивать фонематический слух, подготовить к осознанному звуковому анализу.
Описание: дефектолог предлагает ребенку назвать 1-ый звук в каждом слове, а затем из этих звуков составить новое слово.
9. Игра "Разноцветные кружки"
Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с раздаточным материалом.
Материал: картинка, фишки (красного, синего, зеленого цвета).
Описание: дефектолог показывает ребенку картинку, просит определить какой первый звук в слове, второй звук в слове, третий звук в слове и выложить звуковую схему слова.
10. Игра "Подбери слово к схеме"
Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные и согласные звуки.
Материал: картинки.
Описание: дефектолог показывает ребенку несколько картинок и звуковую схему слова. Ребенок должен назвать какое слово подходит к схеме.
11. "Назови новое слово"
12. Игра "Звуковая мозаика"
13. Игра "Лото"