1. Вид проекта: исследовательско-творческий.
2. Продолжительность проекта: 6 недель.
3. Участники проекта:
- дети с ЗПР и дети с нормативным развитием (5-6 лет)
- учитель-дефектолог
- учитель-логопед
- воспитатели групп комбинированной направленности
- музыкальный руководитель
- инструктор по физической культуре
- родители воспитанников
4. Цель проекта - формирование целостного представления об осени как времени года.
5. Образовательные области:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
6. Образовательные стандарты:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Обогащать словарный запас по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Дикие животные осенью», «Перелетные птицы».
- Стимулировать познавательную активность детей, расширять и систематизировать их знания об окружающем мире, развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, зрительную и слухоречевую память, мышление.
- Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
- Расширять представления об осенних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
- Развивать умение добывать информацию различными способами.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в самостоятельной деятельности детей, побуждать их использовать речевые и неречевые средства коммуникации.
- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе, понимание на слух различных жанров детской литературы, прослушивание сказок и стихов об осени.
- Учить пользоваться литературными произведениями как источником информации.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в ходе решения исследовательских и творческих задач.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Развивать игровую деятельность, формировать навыки работы в малых группах.
- Развивать умение делиться впечатлениями в ходе проекта.
- Учить строить собственное высказывание во время защиты продуктов проектной деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (поэтического, изобразительного, музыкального) и мира природы, восприятие осени как прекрасной поры.
- Развивать умение передавать в рисунках образы предметов, явлений природы.
- Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Приобретение опыта двигательной деятельности (выполнение основных видов движения, развитие координации движения, крупной и мелкой моторики рук).
- Овладение подвижными играми с правилами.
7. Краткая аннотация проекта:
В проекте представлена коррекционно-развивающая работа по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Дикие животные осенью», «Перелетные птицы».
Реализация проекта осуществляется через интеграцию образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Работа над проектом может осуществляться как в непосредственной образовательной деятельности, а также в режимных моментах и в свободной деятельности детей под руководством воспитателя и во время прогулки.
В ходе реализации проекта предусмотрено формирование у детей обобщенных представлений об осени как времени года, о сезонных явлениях природы, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, сезонных видах труда. Закрепление знаний о временах года, последовательности осенних месяцев. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Расширение представлений детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального). Развитие интереса к изображению осенних явлений в рисунках, аппликациях, поделках. Формирование бережного отношения к природе.
Работая над проектом, дети делятся на 3 команды, и, активно сотрудничая с родителями и воспитателями, проведут исследования, продиктованные проблемными вопросами, поделятся полученными результатами.
Итогом работы по проекту будет музыкально-литературный вечер «Золотая осень», в котором предусмотрен обмен полученными результатами, продуктами проектной деятельности:
- Выставка рисунков «Осенний лес»;
- Выставка поделок «Чудо-овощи»;
- Выставка поделок из природного материала «Животный мир осенью».
Большой интерес у детей и родителей вызовет мастер-класс «Мастерилка вместе с мамой», в котором родители совместно с детьми создавали творческий продукт, а также конкурс поделок из природного материала «Животный мир осенью».
Таким образом, проект «кто сказал, то осень – грустная пора!» станет примером интегрированного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса: детей, родителей, воспитателей группы комбинированной направленности, учителя-дефектолога, учителя-логопеда. Дети будут вовлечены в новый вид познавательной деятельности и получат новые, интересные для них способы получения знаний. Родителям проект поможет объективно оценивать возможности своих детей и научит сотрудничать с ними, как с равными партнёрами. Педагогам будет дана возможность оценить целесообразность использования метода проектов в воспитательно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
8. Планируемые результаты обучения:
После завершения проекта дошкольники приобретут следующие умения -
Личностные:
- умение работать в команде, выслушивать различные мнения;
- с помощью взрослых находить, оценивать и представлять информацию;
- проявлять интерес к исследовательской деятельности.
Метапредметные:
- получат первоначальные навыки планирования этапов выполнения исследовательских и творческих работ;
- с помощью взрослого научатся устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Предметные:
- научатся устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
- научатся наблюдать за сезонными изменениями растительности осенью;
- научатся наблюдать за сезонными изменениями поведения животных осенью;
- научатся наблюдать за сезонными работами людей в огороде, в саду, в поле.
- научатся составлять группы предметов на основании одинаковых признаков;
- овладеют умениями узнавать предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками.
9. Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос: Что такое осень?
Проблемные вопросы:
- Откуда у осени яркие краски?
- Почему в осеннем лесу тихо?
- Почему осень называют «кормилицей года»?
Учебные вопросы:
-
- Как меняется погода осенью?
- Что происходит осенью с деревьями, травой?
- Почему пожелтели листья?
- Что такое листопад?
- Почему об осени говорят «золотая»?
-
- Как готовятся к зиме животные?
- Куда подевались насекомые?
- Почему улетают птицы в теплые края?
- Какие птицы зимуют на Камчатке?
-
- Чем занимаются люди осенью в огороде, в саду, в поле, в лесу?
- Какие подарки приносит людям осень?
- Чем полезны овощи, фрукты, грибы людям?
- Какие дары осени заготавливают на зиму свежими, а какие в виде консервов? Как можно помочь птицам?
|