КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Игра "Сколько"
Цель: закрепление навыков счета 1-10.
Ход игры: На доске закрепляется 1-10 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку: "Живу я посреди двора, меня лепит детвора, нос - морковка, глаза - угольки. Кто я?». Ребенок, догадавшийся, что это снеговик, пересчитывает, сколько снеговиков нарисовано на карточке, и показывает цифру 3. Вместо загадок можно давать описание предметов. Например: «Это животное ласковое и доброе. Оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».
Игра «Считай не ошибись!»
Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.
Ход игры: Дети встают полукругом. Перед началом игры ведущий говорит, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Затем бросает мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе.
Игра «Живые числа»
Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.
Материал: карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.
Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу и называют свое число. Водящий говорит: «Все ли встали на свои места? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого?» Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.
Игра "Цветные паровозики"
Цель: закрепление навыков счета от 1 до 10.
Игра "Угадай, какое число пропущено"
Цель: определение место числа в натуральном ряду.
Материал: магнитная доска, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета).
Ход игры: расставьте на доске карточки в последовательности натурального ряда. Предложите ребенку посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребенок закрывает глаза, убирается одна карточка. После того как ребенок отгадает, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место.
Игра «Что бывает по два» (четыре, пять)
Ход игры: Дети называют предметы, каких бывает по два (два глаза, две руки, две ноги и т. д.), по четыре (четыре крыла у бабочки, четыре ножки у стула, четыре этажа в доме и т. д.), по пять (пять пальцев на руке и ноге, пять концов у звезды). За каждый правильный ответ дети получают фишку. В конце подводится итог, называется победитель.
Игра "Соседи числа"
Цель: установление предыдущего и последующего числа в числовом ряду 1-10.
Задания: назовите соседей числа, 3, 5, 8 и т.д.
Игра "Числовые домики"
Цель: закрепление состава числа из 2-х меньших чисел.
ВЕЛИЧИНА
Игра "Скажи наоборот"
Цель: подбор антонимов.
Ход игры: Дети образуют круг. Взрослый становится в середину, бросает мяч ребенку и говорит: «Ручеек узкий, а река …» «Широкая», - отвечает ребенок и бросает мяч обратно. Задания могут быть самыми различными: ветка тонкая, а дерево толстое, гольфы длинные, а носки короткие, стул большой а стульчик маленький т. д.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Игра «Подбери фигуру»
Цель: сопоставление формы изображенных на картинках предметов с геометрическими фигурами.
Материал: геометрические фигуры; картинки.
Ход игры: называется и показывается геометрическая фигура, ребенок среди своих картинок выбирает те, на которых нарисованы предметы такой же формы.
Игра "Сложи из палочек"
Цель: составление фигур из палочек.
Ход игры: ребенок по образцу выкладывает из счетных палочек фигуры или какое-либо изображение.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Игра «Расскажи про свой узор»
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход игры: У ребенка картинка (коврик) с узором. Он должен рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник.
Игра «Куда бросим мяч?»
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход игры: Дети встают в круг. Задания: «Брось мяч тому, кто стоит перед тобой. Брось мяч тому, кто стоит справа от тебя» и т. п.
Игра "Путешествие по комнате"
Задания: «Дойти до окна. Сделать три шага вправо» и т. д.
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Игра "Что за чем?"
Цель: закрепление знаний о частях суток и их последовательности.
Ход игры: Дети образуют круг. Взрослый в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задает вопрос, например: «Утро. А за ним?». Поймавший отвечает : «День» и бросает мяч обратно.
Варианты вопросов:
- Ночь. Что за нею?
- Что делают утром?
- День. Что за ним? И т. д.
Игра «Когда это бывает»
Цель: закрепление знаний о частях суток.
Материал: модель суток, картинки.
Ход игры: выставляется модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — ребенок выбирает те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
Игра «Назови части суток»
Цель: закрепление представлений о частях суток (утро, день, вечер, ночь).
Материал: карточки, с изображением частей суток.
Ход игры: выясните, из скольких частей состоят сутки, предложите ребенку назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Игра «Назови скорей»
Цель: формирование знании о днях недели и закрепить знания о их последовательности.
Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).
Игра «В какое время года нужны эти предметы?»
Цель: закрепление представлений о временах года и сезонных изменениях в природе.
Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.
Ход игры: ведущий показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.
Игра «Времена года»
Цель: уточнение представлений о временах года, закрепление названий времён года, их последовательности.
Материал: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета (осень - желтый, зима - голубой, весна - зелёный, лето - красный).
Ход игры: ведущий показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка:
- Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - Что бывает осенью? (Назови признаки осени.)
Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки. Обращаем внимание на цвета секторов.
- Что вы сейчас называли? (Времена года)
- Сколько всего времен года? («4 времени года»).
- Когда идет снег?
- Когда снег тает? и т.д.
Игра с мячом «Что за чем?»
Цель: закрепление последовательности времён года.
Ход игры: Дети встают в круг. Ведущий стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задаёт вопрос, ребенок, отвечая, бросает мяч обратно.
Варианты вопросов:
- Зима, а за нею?
- Весна, а за нею?
- Лето, а за ним?
- Осень, а за ней?
- Сколько времён года?
- Назови первый месяц осени и т.д.
Игра "Домино"
Цель: закрепление последовательности времён года.