Методика «Найди время года» 6-7 лет (по Е.А. Стребелевой)
Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах, их последовательности.
Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением специфических явлений природы для каждого времени года.
Проведение обследования: взрослый спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, какое сейчас время года?» Затем раскладывает перед ним сразу четыре картинки с изображением времен года и просит: «Найди картинку, где изображена зима (весна, лето, осень). А после нее, какое время года наступит? А какое время года потом наступит? Найди картинку. Сколько всего времен года? Какое время года наступает после осени? Какое время года будет после весны? В какое время года ты пойдешь в школу? Как называется первый осенний месяц? В случае затруднений проводится обучение.
Обучение: взрослый предлагает ребенку соотнести настоящее время года с изображением на картинке, а потом задает ему уточняющие вопросы: «Когда зима закончится, какое время года наступит? В это время ярко светит солнце, снег тает, появляется зеленая трава, почки на деревьях. Найди это время года на картинке. А потом какое время года наступит? Найди его на картинке. Сколько всего времен года?»
Оценка действий ребенка: уровень сформированности представлений о временах года; умение самостоятельно определять и объяснять последовательность времен года; обучаемость; соотнесение описаний времен года с их изображением на картинках.
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:
1 балл – ребенок не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла – ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает картинки без учета последовательности времен года.
3 балла – ребенок принимает и понимает задание; но самостоятельно выполнить сразу не может; после обучения задание выполняет.
4 балла – ребенок принимает и понимает задание; выполняет задание самостоятельно; сформированы представления о временах года и их последовательности.
|