Тема: В гостях у осени
«Составление предложений по картинкам-символам, обозначающих признаки осени»
Программное содержание: Формировать навыки сотрудничества детей на основе лексической темы «Осень».
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, выслушивать ответы своих товарищей. Развивать познавательные процессы (зрительное восприятие, тактильные ощущения, целенаправленное внимание, воображение, логическое мышление, зрительную и слуховую память). Развивать связную речь. Уточнять и расширять представления детей об осени, ее признаках. Обучать детей построению предложений по картинкам-символам, обозначающих признаки осени. Закрепить прямой счет до 6, последовательность чисел в числовом ряду в пределах 6. Закрепить знание цифр (1-6). Закрепить ориентировку в пространстве (вперед, направо, налево).
Воспитывать эстетическое отношение к красоте осенней природы.
Демонстрационный материал: ИКТ; осенние листья; «чудесный мешочек», колокольчик.
Раздаточный материал: тарелочки с набором картинок-символов, для составления предложения; пластмассовые цифры.
Ход НОД:
I. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: Доброе утро!»
«Доброе утро!» - девочки. …
«Доброе утро!» - мальчики. …
Доброе утро, и всем улыбнись,
Справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда –
Вы согласны? Ответьте мне «Да!»
- Крепко за руки возьмемся и скажем друг другу: «Доброе утро!»
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а в какое путешествие – вы сейчас узнаете.
II. Основная часть.
1. Игра «Закрытая картинка»
Использование ИКТ.
1 слайд. На первом этапе детям демонстрируется слайд с закрытой картиной, разделённой на 6 секторов, выполненной в форме триггера. Ребёнок называет цифру, педагог нажатием кнопки открывает часть картины, ребёнок описывает рисунок, который открылся. Так открываются все 6 частей закрытой картины.
- Что вы видите? (Цифры.)
Инструкция: Мы будем открывать цифры.
- Назови цифру, которую ты хочешь открыть? (Цифру 2.)
- Что ты видишь на этой картинке?
- Назови цифру, которая стоит за числом 3?
- Расскажи, что ты видишь на этой картинке?
- Назови цифру, которая стоит перед числом 2?
- Расскажи, что ты видишь на этой картинке?
- Покажи цифру, которую ты хочешь открыть?
- Расскажи, что ты видишь на этой картинке?
- Назови цифру, которая осталась?
- Расскажи, что ты видишь на этой картинке?
- Скажите, какое время года изображено на картинке? (Осень.)
- Почему вы так думаете?
- Догадались, в какое путешествие мы отправимся? (В путешествие по осени.)
- Мы отправимся в гости к осени, будем составлять предложения по картинкам.
2. Развитие воображения
- А теперь закроем глаза и представим, что такое осень, чем она пахнет. (Листьями, грибами.)
3. Игра «Назови какая осень?»
Инструкция: я начну, а вы продолжите.
- Осень – долгожданная, а еще какая бывает осень …
Дети называют признак осени, передавая листочек друг другу.
(Если ребенок затрудняется ответить, то педагог задает наводящий вопрос: Если осенью идет дождь, то она (какая?) – дождливая.)
- Продолжим наше путешествие.
4. «Дорожка из листьев»
Дети идут друг за другом по дорожке до указателя направления (меняя ведущего и называя направление – прямо, вправо, влево).
Инструкция. Сейчас вы встанете в ряд, друг за другом и пойдете по дорожке до указателя направления, называя направление, куда вы идете.
- Куда мы идем? (Прямо.) И т.д.
- Куда привела нас дорожка? (К чудесному мешочку.)
5. Составление рассказа-описания
На столе тарелочки с набором картинок-символов, для составления предложения по теме осень.
«Чудесный мешочек» (с пластмассовыми цифрами 1-6)
- Возьмите в мешочке цифру, а потом найдите тарелочку с таким же количеством кружков, обозначающих цифру.
- Составьте предложение по картинке-символу.
Инструкция. По сигналу колокольчика постройтесь по порядку от 1 до 6.
- Назовите предложение, которое вы составили. Я начну, а вы продолжите.
Наступила осень.
Солнце светит, но не греет.
День становится короче, а ночь – длиннее.
Часто идут дожди.
Листья желтеют и опадают.
Животные делают себе запасы на зиму.
Птицы улетают в теплые края.
Люди стали одеваться теплее.
- Что у нас получился? (Рассказ.)
- У нас получился рассказ об осени.
Дети составляют рассказ-описание признаков осени. Рассказ по цепочке.
- Ребята, поменяйтесь картинками и еще раз повторим наш рассказ.
- А кто хочет сам рассказать рассказ об осени.
Рассказ 2-3 детьми.
6. Игра «Листья»
(Развитие общей моторики, координации речи с движением).
Мы листики осенние, Ветер снова набежал
На ветках мы сидим. И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели. Закружились, полетели
Мы летели, мы летели И на землю снова сели.
И на землю тихо сели.
Н. Нищева
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
- Наше путешествие подошло к концу. Чтобы вернуться домой, нужно сложить картинку.
7. Игра «Сложи картинку» (работа в парах)
На столе картинка, разрезанная на 6 частей. (Три разных набора картинок.)
Инструкция: Найдите себе пару и сложите картинку из частей.
- Что у вас получилось? (Картинка осени.)
- Расскажи про свою картинку.
III. Заключительная часть
Обобщающие вопросы по теме НОД. Оценка ответов детей. |